Интересное

четверг, 17 декабря 2009 г.

Несколько слов о животном мире


Животный мир Алтуфьева не богат и не специфичен по тем же причинам, что и растительный: нет крупных рек, озёр и болот, почти нет хвойных лесов. Кроме того, лесные массивы малы и отрезаны от загородных лесов. Эта изоляция особенно усилилась после реконструкции МКАД: разделительный барьер между противоположными полосами движения исключил возможность проникновения в город крупных зверей. Поэтому здесь нельзя встретить лося, оленя или кабана. Зайцу и лисе здесь трудно укрыться от собак. Но звери помельче, конечно, сохранились. Для Лианозовского лесопарка, например, в
литературе (Самойлов, Морозова, 1997б) указаны землеройки, рыжая полёвка, лесная и полевая мыши, крот.
Для птиц МКАД не является преградой. Поэтому в Алтуфьевском и Лианозовском лесопарке, у прудов и по берегам Самотёки можно увидеть или услышать многих обычных пернатых обитателей загородного леса. К хору зябликов, пеночек-весничек и больших синиц иногда примешивается громкая многоколенная песня певчего дрозда. Из зарослей вдоль Самотёки ему вторит соловей. Пение этих птиц частенько заглушается тревожным треском дроздов-рябинников, которые отгоняют от гнезда вездесущих ворон. На тростниковом болотце по Самотёке и даже в болотце Лианозовского лесопарка иногда весной можно увидеть утку-крякву. В литературе также упоминаются гнездящиеся в Алтуфьевском лесопарке пересмешка и чечевица, а в Лианозовском лесопарке - гнездящиеся в числе 30-35 видов птиц и встречающиеся далеко не везде малый пёстрый дятел, поползень, соловей, жулан, речной сверчок (Самойлов, Морозова, 1997).
Примерно то же самое можно сказать об обычных подмосковных насекомых. Вот, например, перечень видов дневных бабочек, которые наблюдались в 1995 г. в ходе краткого обследования окрестностей Алтуфьева (данные Г.С.Ерёмкина). Наибольшим числом видов оказалось представлено самое красивое семейство - многоцветницы, или нимфалиды. Вопервых, присутствовали его повсеместные представители - крапивница, павлиний глаз и углокрыльница, которые обычны даже среди городской застройки. Во-вторых, отмечены не столь массовые, но достаточно обычные обитатели московских лесопарков - тополёвая переливница, садовая многоцветница и таволговая перламутровка, а также периодически появляющаяся репейница - перелётная бабочка, которая зимует на юге. Кроме того, наблюдалась редкая в Москве траурница. Она, тем не менее, обычна в некоторых
пригородных лесных массивах, и её появление в Алтуфьеве можносвязать с расположением этой местности на самой окраине города.
Из белянок зарегистрированы только самые обычные виды - брюквенница, репница и луговая желтушка. Впрочем, наблюдение желтушки можно связать с наличием в Алтуфьеве открытых пространств, которых нет во многих частях нашего города. Для увеличения видового разнообразия животных важны любые открытые пространства, даже такие, которые заняты рудеральной растительностью, то есть, попросту говоря, заросли бурьяном.
Из бархатниц, иногда называемых за коричнево-бежевые тона "шоколадницами", обнаружены только сенница обыкновенная, обычный городской вид, и сенница-ифис. Последняя в городе очень редка, но часто встречается в пригородной зоне. Это ещё одна иллюстрация того, как окраинное положение Алтуфьева обогащает его фауну.
Из толстоголовок отмечена только обычная в городе толстоголовка-фавн, а из голубянок - три обычных вида: быстрая, изменчивая и бобовая голубянки.
Разумеется, эти результаты в какой-то степени случайны, и в другой год, в другой сезон, при более тщательном обследовании выявились бы и другие виды, но даже эта информация не выглядит бессмысленной и о многом говорит. Завершая зоологический раздел книги, можно только посетовать, что краеведческие сведения о живой природе публикуются так редко, и мы не можем применительно к Алтуфьеву рассказать обо всех группах животных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий